воскресенье, 19 октября 2008 г.

Джида

Джида... Начало мая, море запахов и ароматов... Среди них - один, который ни с чем не спутаешь... Он напоминает нежное, но сильное дыхание солнца и жизни... Ждида... Это цветет она.


Это дерево хорошо заметно издали: непривычно оливкового цвета, точно покрытое густым слоем пыли, растет оно обычно по обочинам дорог и неудобий. Когда цветет джида, пройти мимо невозможно. Её аромат притягивает к себе, невольно сворачиваешь с дороги и подходишь к невысоким деревцам. Ветки, тонкие и гибкие, свисают очень живописно. Нежная кора веток, глянцевая и блестящая, сверкает на солнце. Вся ветка - в серебристых, продолговатых, тонких листочках, покрытых сверху серебристыми точками. Вдоль неё - множество маленьких желтых цветочков, похожих на колокольчики. Четыре лепестка, открытые навстречу жизни, благоухают и дурманят. Маленькую кисточку с цветами обычно срывают и продевают за ухо, Чарующий аромат долгое время не угасает. Однажды я нашла такую кисточку с цветами в учебнике, она была положена туда неведомо когда и неведомо кем, но аромат цветов, хоть уже и сухих, был достаточно сильным.


Ряд деревьев ждиды у нас тянулся по аллейке к озеру. Помню, когда они были совсем тонкими, в толщину с детскую ручонку, потом незаметно как-то заматерели. Заметила это однажды, когда подъехала на велосипеде, в первые дни сентября. Было жарко, трава вокруг пожелтела, поля уже были в стерне. Ряд джиды напоминал застывших в причудливых позах каких-то существ: кора от земли была черная и потрескавшаяся, ветки изогнуты в разные стороны. Деревья как-то повзрослели, раздались вширь, хотя в высоту были те же, разве стали пушистее. Помню как-то ранней весной, блуждая здесь, я нашла несколько грибов на изогнутых стволах- вешенки. А теперь под ногами лежали плоды: небольшие, сантиметра в 3 ягоды, внутри - продолговатая косточка, а вокруг - ватообарзная мякоть. Косточка, когда она долго во тру, становилась гладкой, и тогда можно было увидеть на ней ровные светлые полоски, идущие вдоль. Обертка ягоды была разных цветов: от желтой до ярко-оранжевой. Деревья на озере - все были с крупными плодами, сладкие. В кармане они шуршали, как сухие листья. Мы ели их, катаясь в еще жаркие дни сентября на велосипедах, целыми днями... Зимой иногда вспоминались те мягкие, душистые по-своему плодики. Тогда можно было поехать на базар и там у старого казаха-аксакала, с седой бородкой клинышком, купить баночку джиды. Дома мять каждую ягодку и неспешно класть ее в рот, а потом долго жевать и чувствовать сахаристую мякоть... Знаю, что ее подают гостям вместо сладостей, пьют с нею чай, сама не пробовала. Но сейчас бы с удовольствием выпила ароматного настоя из джиды.


Когда-то у бабушки, куда я приезжала очень часто, мы с ней пили чай из ждиды. Это было весной. Она отодрала несколько полосок коры от гибких веток. Кора на них была гладкая , глянцево-бордовая. Мы положили эти полоски в чайник и залили кипятком. Получился настоящий чай: с красивым насыщенным цветом и тонким ароматом. Бабушка рассказывала, что во время войны ждида была единственным лекарством от всех инфекций: живот ли скрутило, еще что - чай из джиды был сильным и безотказным средством.

Помню, что в детстве я сделала для себя открытие: оказывается, ждида бывает разная. Деревья, что росли рядом с нашим домом, были те же, что и на озере. И цвели так же... Но вот плоды были совсем крошечные, в пол сантиметра, с бледной кожицей и темной, просвечивающейся косточкой. Совсем поздно, уже в ноябре, когда идут дожди, они становилась необыкновенно сладкими. Мякоть, намокшая под дождем, была нежной. Но запаха - никакого.

Самую крупную джиду я видела однажды, совсем маленькой. Мы шли с бабушкой пешком по дороге и увидели на краю Николаевки небольшое деревце. Ветка была сломана и лежала на земле. Огромные оранжевые ягоды не оставили нас равнодушными. Мы подошли и отломили несколько уже подвядших веточек. Шли и ели джиду. А бабушка рассказывала, рассказывала...

У ждиды есть и еще одна особенность - ее колючки. Они огромные, острые, в несколько сантиметров, покрытые такой же глянцевой корой, как и ветки. Колючки ждиды были бедствием для детворы: наступив на ветку джиды, можно было быть уверенным, что нога будет болеть и сильно. Колючки джиды не гнили, поэтому избавиться от них, как от других заноз, не получалось. Приходилось доставать обломанный конец, как бы глубоко он не засел в пятке... Но зато и случаев заражения от ее колючек не было: больно, но, вытащив колючку, ранка быстро заживала.

С какой радостью я бросилась с оливковым зарослям в Крыму, думая, что это моя ждида! Нет, это были оливы, молодая поросль.
В Москве тоже однажды в парке увидела что-то похожее... Но листья были более округлые, крупнее. Что-то подсказывало: не может это быть просто обманом, что-то ведь было общее между этими деревьями. Прошло несколько лет, я не раз встречала похожие кустики в журналах по цветоводству. Все больше и больше любителей садового искусства стремились посадить у себя лох серебристый... Вот как назывались те кустики в парке - лох серебристый. Серебристый - это точно, а вот лох...Современная негативная окраска слова никак не шла этому красавцу. Но я полностью уверилась в том, что это родственник моей ждиды. И не ошиблась. Однажды наткнулась на статью о дереве с необычным названием - гумми. На изображении - моя ждида. Тогда я и узнала, что родом это дерево из Китая. К нам попало давно. Когда-то плоды ждиды брали с собой в дальние путешествия: она помогала в дороге перенести голод и болезни. Косточки никто не сажал специально, просто в местах остановки, брошенные у водоема с водой, вырастали деревья. О них можно было не заботиться, они росли сами. Не боялись ни мороза, ни солнца. Так остались те древние места стоянок караванов своеобразными островками с деревьями ждиды. Издали они указывали погонщикам путь к месту отдыха, манили ароматом, когда цвели, угощали плодами, когда была осень. Караваны шли из Китая в Индию, шли долго и медленно, делали остановки и вновь пускались в путь... Текли столетия... Все стирает неумолимое время. Но жизнь серебристого дерева донесла до нас тот аромат, что везли верблюды в расписных хуржунах. Нет тех погонщиков и караванов, давно забыт и путь, по которому шли они, несметные сокровища расточились и исчезли... Но живет дерево, которое каждую весну благоухает нездешним ароматом, уводя воображение в далекие дни... Кто знает, сколько встреч было под сенью этих деревьев, сколько ароматных ночей, сколько веточек, заткнутых за ухо долго-долго напоминали о пьянящей любви той, что осталась ждать ... В знойном запахе пьянящей ждиды - песня веков, неугасающая жизнь. Сколько раз приходилось видеть старые, сгнившие пни джиды - не долог ее век. Но всегда, оглянувшись вокруг, можно увидеть то там, то здесь молодое деревце. Оно поднимается, растет, цветет, плодоносит.. Без конца... И маленькие желтые колокольчики ее цветов по весне сзывают к себе всех и каждого: подойдите, посмотрите - весна! Эта песнь поется Создателю. Не словами и звуками - ароматом...

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

[b]Расказали маленькому Вовочке друзья, что у всех взрослых есть
какой-нибудь секрет и поэтому их очень легко шантажировать.
Решил Вовчка проверить это и, придя домой после школы, сказал маме
с серьезным видом:
- А я все знаю!!!
Мами побелела и сунула Вовочке 20 долларов:
- Только не говори папе!
Вовчке это очень понравилось и когда папа пришел с работы, Вовочка
сказал ему:
- А я все знаю!!!
Папа нервно посмотрел по сторонам и дал вовочке 50 долларов:
- Маме ни слова!
Утром Вовочка встретил почтальона возле калитки.
- А я все знаю!!! - заявил Вовчка почтальону.
Почтальон уронил сумку, слеза заблестела на его щеке и, расставив руки
для объятий, он прокричал:
- Так иди же, обними свого папу, сынoк!!! [/b]
Общество Мегаполис Pi7.ru порадовала новым выходом очередного сборника нюансов.
Меня удивила например это "[url=http://www.pi7.ru]Бухгалтерская доля [/url]" - Канечно вы можете найти и ради себя ворох интерестного
Ну а однако лучшее специи от скуки это анекдотец.
[url=http://my.pi7.ru/users/katya][IMG]http://www.my.pi7.ru/images/users/photos/medium/33d6c522719a1bd152b4f852335bbf3d.jpg[/IMG][/url]