среда, 19 сентября 2007 г.

Маки

Какое счастье, что я застала время, когда можно было выращивать любой мак: и декоративный, и съедобный. Букетики сухого мака висели под крышей коровника - от сглазу, а в ситцевом мешочке хранился мак для печева.

Маки росли у бабушки рядом с грядкой лука. Что это маки, я узнала не сразу. Просто я увидела цветы на высоких сизых ножках, увенчанных разноцветными шапками цветов. Они были розовыми, сиреневыми, белыми. Это было утром, везде была роса. Я шла по тропинке сада и вдруг увидела их. Бросив тропинку, по скошенному клеверу я сократила дорогу и очутилась рядом с ними. Тогда я ничуть не удивилась, что маки растут рядом с луком. Да, думала я, такие красивые цветы и надо выращивать в глубине сада, очень уж они привлекательны! Головки цветов хранили следы росы, чуть колыхались, а лепестки... Лепестки были похожи на пачку балерины, нежные, прозрачные, со следами складочек. Цветы только что родились из бутонов, одежда их ещё не совсем успела расправиться. Стоя рядом с ними, я гладила каждый цветок, но сорвать... Это казалось просто кощунством. Бабушка объяснила мне, что это не цветы, а мак, мак для булочек. В студенчестве, когда я брала в руки душистый бублик за 5 копеек и, слегка касаясь зубами зёрнышек мака, чувствовала чудный аромат, я думала:" Знаю, знаю, где растут эти чёрные зёрнышки - их рождают пышные цветы с гофрированными лепестками!"
Так я узнала о маке, "злостном распространителе заразы", запрещённом для выращивания, но... таким желанным для каждого, кто хотя бы раз видел, как он цветёт. Сейчас продолжается яростная полемика в журналах по цветоводству, доказывающая, что "вредный" мак - это не одно и то же, что декоративный или съедобный! Куда там! Нет и всё! Нельзя выращивать мак, никакой! Опиум - вред для народа! Что-то это мне напоминает...
Но был мак и "дикий". Он рос везде, не спрашиваясь, однако со временем всё реже и реже я видела целые поля красных маковых головок: люди распахали неудобья, застроили всё и вся, и мак пропал. Он просто не выдержал агрессии человека и унёс свои горячие лепестки туда, где людей почти нет - в горы.
Но я ещё помню, как начинали цвести "дикие" маки. Это было каждый год в одно и тоже время - на 1 мая. Наверное, это не так, это просто я их замечала в это конкретное время. Многие ещё помнят, что это было особое время: в городе студенты и рабочие должны были " оттрубить" своё на демонстрации, а в сельской местности... выезжали на маёвки. Нет, там не митинговали, просто выезжали на природу, как сейчас 1 мая едут на дачу.
Помню, что выезжали рано утром, поэтому запомнилась тишина и яркая весенняя зелень. В это время трава ещё пахнет, и аромат её не сравним ни с чем. Место "маёвки" - бабушкин дом! Въезжая в село, можно было видеть, как вдоль дороги зеленела яркими метёлками какая -то трава (знать бы, как станет модно засаживать свои дачи и сады "злаками", я бы пригляделась к тем метёлкам!), а в ней - маки, маки, маки! Уже у бабушки можно было не спеша бродить по полю с маками и рассматривать их. Кустики росли среди травы, подойдя, можно было увидеть яркий красный цветок с чёрной короной в центре цветка. Он ничем не пах, но всё равно был хорош. Лепестки нежные, стебелёк тоненький. Кустик совсем невысокий, около 30 сантиметров. Очень хотелось нарвать "букет" маков, но никогда это не удавалось. Да никто и не рвал маки для букета. Попытавшись сорвать, даже очень аккуратно, стебелёк с цветком, с огорчением видишь, как, даже от самого малого сотрясения, лепестки сразу облетают. А бутоны, коих множество, никогда не распустятся в воде. Такой вот недотрога этот мак. Если надавить на продолговатый бутон, а надавить так хочется, потому что сквозь маленькую щель видно яркое покрывало будущего цветка, можно увидеть, как цветок "упакован" до поры до времени: все лепестки помятые, будто свернули в шар кусок яркого красного шёлка, а он был ещё влажным. Если бутон маленький, то будущие лепестки розовые или совсем белые.
Совсем маленькой девочкой помню, как меня поразили старые глинобитные дома, сохранившиеся в селе, крыши которых поросли травой , а утром ...пылали маками. В полдень все цветы исчезали, их временем было раннее утро. Как же я завидовала тем, кто жил в тех домиках, они обладали не просто домом, а парящим садом. И чем это не сады Семирамиды? Даже лучше: там садами могли любоваться избранные, да и чтобы создать их, сколько требовалось рабов и их жизней, А здесь... Будто награда людям после зимы или утешение перед знойным летом, когда всё высохнет и яркие маки в зелёной траве будут только в памяти. Они будут надеждой, что всё повторится, они будут напоминанием, что жизнь так скоротечна...Когда я слышу фырканье по поводу Творца, я всегда думаю, что всё ведь так очевидно! Творец может " говорить" со своими детьми через мир цветов, например. И когда мы видим пышное цветение, а нам за 40, неужели мы не понимаем, что видим своё прошлое? Видим, как Он утешает нас, что так быстро всё прошло. И дарит нам воспоминания...

Комментариев нет: