вторник, 4 августа 2009 г.

Старый сад





Старка для нас заканчивалась у водопада. Перед ним арык сужался, его можно было перейти по положенным железным жердям. Рядом ответвлялся арык поменьше, с устройством для открытия и закрытия воды. Это было железное нечто, которое управлялось поливщиками. Они приходили к этому устройству, что -то крутили и отвинчивали, и тогда опускался железный лист, который регулировал уровень воды в арыке для полива садов или полей с посадками. Вот здесь-то и начиналась граница двух "царств": Дома Отдыха - с одной стороны, и Опытного Поля - с другой. Арык поменьше нес свои воды на поля, засаженные картофелем. Эти поля принадлежали жителям Дома Отдыха. И этот же арык поливал сады Опытного Поля. Арык не заканчивался , он нес свои воды дальше... Там, далеко-далеко, куда убегал наш арык, он становился уже чужим: берега его были круче и выше, а вода текла где-то далеко внизу. Заросли не позволяли подойти к воде. Постепенно вокруг выросли какие-то дачки... А арык спешил дальше - в далекий Карабулак...

Арык был важной артерией в наших местах: он дарил не только радость детям, он, в прямом смысле, давал всему Жизнь. Вдоль него тянулись сады Опытного Поля. Самый первый был сад старый, он и погиб первым. В нем росли кряжистые яблони, яблоки были неказистые, все в червоточинах. Обычно их собирали и укладывали сразу в ящики как падалицу - шли они на переработку. Сбор приходился на середину августа. Если сад поливали, то под яблонями зеленела трава, жесткая и острая, как лезвие, но зелень ее радовала. Яблоки лежали повсюду, утром они были покрыты росой, которая быстро исчезала. Сборщики (женщины и дети) сновали там и тут, дети собирали падалицу под деревьями, а взрослые старались убирать яблоки с веток. Всё собранное высыпалось в две кучи, затем, когда дети, уставшие и вспотевшие, лежали на траве, в тени яблонь, взрослые, о чем-то тихо разговаривая, начинали сортировать яблоки и раскладывать их по ящикам. Время останавливалось... Духота и жара давали о себе знать. Тогда взрослые давали всем час! Мы мчались на Старку, плюхались в воду, с наслаждением раздвигали воду руками, казалось, что тело в невесомости... Когда возвращались, все было уже закончено: ящики стояли рядами, сверху все они были закрыты заботливо травой. Рядом ходил табельщик и вписывал в блокнот число ящиков. День заканчивался. Теперь можно было пойти и набрать яблок для себя, домой. Обязательно находилось дерево, которое кто-то заметил еще с утра, теперь же все спешили к нему. Собирали яблоки с веток, укладывая их в ведра. Штук 10 - не больше. Так, все вместе, гурьбой, возвращались домой. Было часов около 5, день еще горел, было столько времени для Жизни! Это не называлось работой, просто - "Хочешь ли ты помочь тете Славе?". Если - да, можно было походить дня три или неделю в сад вместе с соседкой - тетей Славой, пособирать яблоки, наговориться и насмеяться.

Старый сад после сбора становился тихим, там уже не было рабочих, и сторож сюда уже не захаживал, как обычно, раз в день обходя свои угодья. Видимо, многие знали, когда он это делал, а он не старался нарушать своего времени обхода: так все чутко понимали друг друга...

По краю сада шла аллейка, состоящая из тутовых деревьев и алчи. В августе можно было придти сюда, чтобы набрать ее для сушки. Старый сад забывался... всеми.

Однажды, в его последний год жизни, я решила сходить за алчой и увидела его. Он стоял и молчал, было тихо и печально. Я знала, что сад приговорен: его вырубят, а здесь будут участки под картошку... Деревья ровными рядками уходили вдаль. Я присела на корточки, стало жаль мой старый сад. Я знала его, сколько жила. Между деревьями шли широкие полосы, по ним обычно ездил трактор, увозивший ящики с яблоками. Земля на дорожке была сухая, а под деревьями то там, то здесь видны были заросли ежевики. Она так разрослась, что ее куртинки захватывали по 3- 4 дерева. Хороший полив, видимо, способствовал этому. Но я знала, сад прощается с нами... Подойдя, я увидела не просто одиночные ягоды ежевики, а гроздья. Они были видны повсюду. Ягоды, крупные и сочные, нагретые на солнце, чуть подернутые беловатым налетом, манили. Не во что было набрать их. Я набирала их просто в горсть. Старалась запомнить их вкус и запах. И уходя, сад старался порадовать людей. Чем отплатили ему люди за то, что он дарил им свою красоту? Ответом мне было поле, ровное, зеленое. Его я увидела на следующий год. Всего было у нас вдоволь, и все дешево, кроме картошки. Она-то теперь и росла повсюду. Она не стоила копейки, как яблоки. Её и надо было сажать, если ты рачительный хозяин. Её и сажали.

Но почему-то не говорят, что человек за свою жизнь должен посадить несколько гектаров картошки... говорят иначе: дерево. Дерево хранит в себе древние символы: это единство! Единство корней, ствола и веток, которые все вместе способны рождать ПЛОДЫ. Как человеческий род, семья. Если мы не видим этого, как еще говорить с нами Творцу? Как ему обращаться к нам, неразумным?

Руки были перепачканы ежевикой. Я пошла к арыку. Старка, которая за пределами водопада стала уже просто арыком, была рядом. Но куда делись ее пологие берега,? Теперь это был неглубокий ручей, но так далеко внизу, что, чтобы спуститься, надо было еще найти удобную тропинку. Она начиналась у тополя, это я знала. Тополь стоял здесь на страже уже многие годы. Огромный, мощный. Его ствол, зеленоватый и весь в корявинах, тоже говорил о возрасте. Листья, лопастые, разрезанные, напоминали кленовые. Это был белый тополь, с мягким белым налетом по одной стороне листа.

Мои деревья исчезли . Люди... просто старались выжить. И выжили, но потеряли... свое прошлое.

Это прошлое осталось у меня, в моей памяти. Хотите, я поделюсь им с вами? Ведь наше прошлое - общее...

3 комментария:

Анонимный комментирует...

Ааааа, ну сколько можно уже отдыхать!? Уже как-то голова кругом идёт от этих праздников, наверное правы были те, кто советовал куда-нибудь ехать, а не ерундой страдать все 10 дней. Уже просто не знаю чем себя занять - дома прибралась, отмыла и отчистила всё что только возможно, отметили с нашей шумной компанией Новый Год, отошли от его отмечания, доели и допили всё, что осталось от новогодней пьян.. ночи :) Отошли от доедания и допивания, съездили на природу, пожарили курочку на гриле, покатались на коньках, сходили в боулинг, в кинотеатре поглядели Чёрную Молнию, покатались с горок на ватрушках, маму с папой навестила. Сегодня утром проснулась и осознала, что впереди ещё 5 дней отдыха. Чем заняться ещё, уже ума не приложу. Кто вообще чем занимается в этот мини-отпуск, поделитесь со мной идеями.
ЗЫ И правда говорят, что 10 дней отдыха - это удар, но не только по экономике страны, но и про нам самим)))

Анонимный комментирует...

В воскресенье сходили компанией на киносеанс Нашей Раши, хочется поделиться впечатлениями, пока свежи воспоминания и горячи эмоции. Сразу хочу высказать свою точку зрения - посмотреть фильм стоит. Новая лента Камеди Клаб Продакшн выигрывает у своих предшественников – “самых лучших фильмов» сразу по нескольким критериям. Во-первых, это актёрский состав. Совсем не трудно догадаться, что больше 1/2 ролей в фильме исполняют Маша Галустян и Светлаков. Конечно, не хочется говорить, что фильм выехал только на них, но если бы не эти ребята, фильм смотрелся бы достаточно убого. Не спорю, может быть мы все уже привыкли и полюбили персонажей из сериала Наша Russia, и именно поэтому в кино мы шли без большой доли скептицизма. И это уже показатель второй: бренд нашей Раши. Ну и в третьих, это какой-никакой, но сюжет - последовательность действий, которые мало-помалу развиваются от начала, и имеют логическую (или не совсем) концовку. Чего фактически не было в самых лучших фильмах - где грубо говоря была последовательность миниатюр, кое как скреплённых общей ниточкой меж собой.
Конечно, фильм Наша Раша Яйца Судьбы не без коясков - это порой уже потёртые шутки, а некоторые моменты можно было обыграть и развить получше. Слишком мало в действии мы увидели Ивана Дулина, Настю Кузнецову, Снежану Денисовну, Славика с Димоном. Ну и, если честно, не очень порадовала концовка, которая оказалась как то очень смятой, скоротечной, и при этом предсказуемой. Но, несмотря на это, фильм всё же понравился. Конечно создатели постарались, чтобы зрители выходили из зала с улыбкой на лице, и в финальные титры "посадили" Сергея Юрьевича Белякова, который в пух и прах разложил всех создателей и участников фильма, кроме себя любимого. Ход сыграл на все 100%!!!

Анонимный комментирует...

Недавно задумалась над такой ситуёвиной: а что если бы во всём мире пропал интернет. Я конечно понимаю, что интеренет сам по себе взять и испариться не может, но тем не менее, если отбросить все технические нюансы, и вообразить что такое возможно... Теперь не почитать новости, блоги, не найти нужную информацию в гугле, а самое страшное не выйти ни в аську, ни в контакт!
И тут до меня дошло насколько я зависима от сети. Нет, вроде бы целыми днями перед компьютером не провожу, однако признаюсь, день начинаю и заканчиваю и менно компьютером. Хотя, если с другой стороны посмотреть, будет больше настоящего общения, и больше времени на реальные развлечения, на саморазвитие и т.п. Хотя опять же с другой стороны, с некоторыми друзьями связаться можно только через интернет (кто живет в других городах и странах, телеон - дорого знаете ли), ну и дополн.инфо можно получить быстро, чем сидеть в библиотеках...
А как вы, легко бы смогли перенести такую утрату?